Госуслуги

Пользуетесь ли вы электронным журналом (дневником)?

Загрузка ... Загрузка ...
837  

Форум МОАУ "СОШ № 52 г. Орска"

Адрес: г.Орск, пр. Ленина, д. 85 - Б

Телефон:

  • приёмная - 28-30-50
  • завуч - 28-30-55

E-mail: school-52orsk@yandex.ru

Авторизация

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Хоровая музыка в храме»

Конспект урока по музыке в 5 классе

по теме «Хоровая музыка в храме»

6  урок II четверть

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

1. образовательные:

а) проверить, как учащиеся поняли особенности народной хоровой музыки,

б) объяснить особенности русской храмовой хоровой музыки,

в) показать развитие русской храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской хоровой музыки,

г) познакомить детей с биографией русского композитора П.Г.Чеснокова.

2. воспитательные:

а) воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,

б) прививать навык вдумчивого слушания музыки,

в) воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

3. развивающие:

а) развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки,

б) развивать познавательный интерес учащихся,

в) продолжать развитие вокально-хоровых навыков и работу над ансамблем.

Подготовка к уроку:

1.Оформить стенд  – «Народная хоровая музыка» с рисунками учащихся по теме предыдущего урока.

2.Подготовить классную доску:

– вверху центральной части написать дату – «… декабря», ниже – оставить место для темы, а также для «Древа храмовой хоровой музыки» и определений способов хорового исполнения (византийское одноголосие, раннее русское многоголосие, композиторская хоровая музыка), слева – оставить место для портрета П.Г.Чеснокова и фрески В.М.Васнецова «Крещение Руси».

– в правой части написать: «Народная хоровая музыка изображает…»

– в левой части – карта Византии.

– мел, указку, карту Византии, фреску Васнецова, фото монастыря.

3. Подготовить музыкальный материал:

– CD с записями Костромского Архиерейского хора,

– СD «Раннее русское многоголосие»,

– CD «П.Г.Чесноков. Божественная литургия»,

-презентация  «Земное и небесное».

4. Подготовить аппаратуру: компьютер, проектор.

Организационное начало учебного занятия:

***

Проверка домашнего задания:

Учитель: «Мы продолжаем путешествие в удивительный мир музыки. Вашим домашним заданием было создать иллюстрации к музыкальному произведению «Вниз по матушке по Волге». Лучшие работы – перед вами на стенде. Давайте еще раз послушаем фрагмент этого произведения и вспомним, к какому жанру оно относится? – звучит фрагмент песни «Вниз по матушке по Волге», дети слушают.

Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?

Дети: Это музыкальное произведение относится к жанру народной хоровой музыки.

Учитель: Исходя из того, что мы сейчас прослушали, глядя на ваши рисунки, ответьте (можно с места): «Что изображает эта музыка?»

Дети отвечают с места: реку, леса, поля, русское раздолье, русскую природу.

Учитель: А как это можно назвать одной фразой? В начальной школе у вас был такой предмет…

Дети: Окружающий мир.

Учитель подходит к доске и читает: Итак, народная хоровая музыка изображает (… и пишет: «человека и окружающий его мир»). Все это видно на ваших рисунках. Ученики, чьи рисунки представлены на стенде, получают за домашнее задание отличную оценку, остальные – оценку «хорошо».

***

Актуализация темы урока:

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с жанром хоровой музыки. Скажите, где вы,  можете услышать хоровое пение?

Дети: В храме. (ответы детей)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с хоровой музыкой, звучащей в храме. Узнаем, как она появилась и развивалась, и сравним ее с народной хоровой музыкой. Пожалуйста, откройте ваши тетради, запишите число и тему урока (Слайд № 1): … декабря, Хоровая музыка в храме.

***

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Учитель: Вам известно, что с глубокой древности русский народ любит хоровое пение. Оно сопровождало человека везде – в поле, в походе, на работе и отдыхе. Поворотным моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым велики князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году. Перед вами – фреска нашего земляка Виктора Михайловича Васнецова, изображающая это великое событие. Пожалуйста, скажите – кого вы на ней видите?

Дети: Князя Владимира, воинов, простых людей, киевлян, которые принимают крещение в водах реки Днепр от священников.

Учитель: А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники? Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой (Слайд №2). Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми гласов.

Слушание гимна «Достойно есть».

Учитель: Скажите, пожалуйста, песнопение исполнялось в один голос или на несколько голосов?

Дети: В один голос.

Учитель: Такой способ хорового исполнения называется одноголосием и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем зернышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка. – при этом учитель показывает детям  слайд № 3 со словом «Одноголосие». Затем \ нижняя часть «Древа храмовой хоровой музыки» присоединяется  над словом «Одноголосие».

***

Слайд №4  с видом Троице-Сергиевой лавры.

Учитель. Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Почаевском, Троице-Сергиевой Лавре – показ  фрагмент фильма «Земное и небесное», в котором показан монастырь и монахи. Учитель продолжает рассказ: Именно в монастырях возникали постоянные хоры, складывались оригинальные монастырские распевы. Все это способствовало созданию русской хоровой школы. Сейчас мы послушаем уже знакомое нам произведение «Достойно есть», которое будет исполнено так, как оно могло бы звучать много веков назад в одном из русских монастырей. Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет? и каков способ хорового исполнения?

Дети слушают и затем отвечают на поставленные вопросы: произведение исполняет мужской хор с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности. Это раннее русское многоголосие. – при этом учитель показывает Слайд №5  со словами «Раннее русское многоголосие» и продолжает формировать «Древа храмовой хоровой музыки».

Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным. Так росло «Древо хоровой музыки».

***

Учитель: В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Андреевич Архангельский, Александр Тихонович Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков – Слайд № 6 -портрет П.Г.Чеснокова.

Сообщение ученика о Павле Григорьевиче Чеснокове. Внимательно послушайте его, а затем выступающий задаст вам несколько вопросов об этом композиторе.

Ученик  рассказывает о П.Г.Чеснокове и задает детям вопросы:

– В каком городе жил и творил композитор П.Г.Чесноков? (Москва)

– Сколько хоровых произведений создал композитор П.Г.Чесноков? (более 500)

– Чему посвятил свою книгу композитор П.Г.Чесноков (управлению хором)

Учитель оценивает рассказ ученика.

***

Этап первичной проверки понимания изученного

Учитель: Для Божественной литургии Павел Григорьевич Чесноков создал композиторское произведение «Достойно есть». Послушайте его и скажите, чем оно отличается от прозвучавшего ранее многоголосия и что у них общего? Обратите внимание на средства музыкальной изобразительности – темп, тембр, динамику произведения.

Дети: В произведении П.Г.Чеснокова звучат женские голоса, тембровая окраска произведения стала более богатой; музыка звучит то быстрее, то медленнее, то тише, то громче – то есть меняются темп и динамика произведения. Общим является способ хорового исполнения – многоголосие.

Учитель: Это позволяет нам сделать вывод, что русские композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средства музыкальной изобразительности – Слайд №7  «Композиторская хоровая музыка». Продолжить собирать  «Древа храмовой хоровой музыки».

***

Этап закрепления новых знаний и способов действия

В начале урока мы говорили, что народная хоровая музыка изображает человека и окружающий его мир. А какой мир изображает храмовая хоровая музыка? Ответить на этот вопрос вам поможет небольшой кроссворд (он написан на обратной стороне правой части классной доски). Когда вы ответить на три вопроса, то в ключевом слове откроются буквы, которые помогут вам правильно ответить на главный вопрос – Какой мир изображает храмовая хоровая музыка?

1.        2.     3.              Вопросы:

в         о                       1. Откуда, из какого государства пришла на Русь передовая

и         б     ч                   хоровая культура? (Византия).

з         и      е               2. Где происходило на Руси усвоение византийского

а         т      с                   хорового пения? В монастырях. Как по–другому

Н Е Б Е С Н Ы Й          мы называем монастырь? (обитель)

т         л      о               3. Произведение какого композитора сегодня звучало?

и         ь      к                   (Чесноков)

я                  о              4. Итак, какой мир изображает храмовая хоровая музыка?

В                 (небесный)

Этап информации о домашнем задании

Учитель: Пожалуйста, откройте ваши тетради и запишите вопрос для домашнего задания: «Чем по своему звучанию и характеру храмовая хоровая музыка отличается от народной хоровой музыки?» Поразмышляйте над этим вопросом и к следующему уроку напишите ответ в ваших тетрадях.

Этап подведения итогов занятия

Учитель: Наш урок подошел к концу. Считаю, что он достиг поставленных целей. В течение урока я поставила отличные оценки ______________________ ____________________________________________________________________ ,

на оценку «хорошо» поработали ________________________________________ .

Названных учеников прошу после звонка подойти ко мне с дневниками.

Этап рефлексии

Учитель: Сегодня мы услышали гимн «Достойно есть» в трех вариантах – прозвучали одноголосие, раннее русское многоголосие и композиторский вариант. Подумайте и выберите, кому из вас какой вариант понравился больше? Поднимите руки, кому больше понравилось одноголосие – ____ , раннее русское многолосие _____ , произведение П.Гр.Чеснокова _____ ?

______________________________________________________________________________________________________________

 

Методы педагогики искусства на уроках музыки

 

Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к искусству в современном обществе в целом и в музыкальном образовании в частности. Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, научить принимать самостоятельные решения в широком спектре  жизненных ситуаций. 

Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к  педагогике развития. Цель создания художественно-ориентированной педагогики развития – преодоление взгляда на ученика только как на носителя суммы знаний и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности. «Урок музыки – урок Искусства» – этот тезис  музыкальной педагогики отражает и мое видение, понимание  уроков музыки в современной школе

Анализируя проблемы в системе художественно-эстетического образования в МАОУ «СОШ №52 г. Орска», я выделяю ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:

– противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);

– снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой – повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;

– сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий  и снижающие эффективность обучения;

– падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);

– нестабильность эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте.

Таким образом,  перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке  и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.

 Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании – это совершенствование содержания образования, которое  предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.

Комплексный подход к образовательной области «Искусство» позволяет выстраивать новые образовательные модели урока музыки, основным принципом которых является соответствие комплекса выразительных средств искусств идейно-нравственному содержанию. Однако практика показывает,  что для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на  вопрос «чему учить?». Не менее важным является вопрос «как учить?». Для решения этого вопроса технологичной должна быть не только сама программа, но и процесс организации и реализации педагогической деятельности.

В своей педагогической деятельности я пытаюсь реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе.

Вопросы, возникающие на каждом возрастном этапе обучения: как привести ребенка в музыку, как сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, как развить способность к самовыражению в искусстве, как научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? – побудили меня заняться разработкой и созданием педагогической технологии, направленной на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся.

Духовность, по мнению К.Д.Ушинского, складывается из таких составляющих, как деятельность, общение, познание. Творчество, по определению Ю.А.Самарина, внесенное им в «Педагогическую энциклопедию», определяется как высшая форма активности и самостоятельной деятельности. Таким образом, под духовно-творческим потенциалом личности понимается совокупность внутренних возможностей личности, направленные на формирование эстетической культуры, развитие художественно-образного мышления и созидательной активности.

Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, ЧТО САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ».

Данная технология направлена на формирование личности ученика как активного субъекта художественной культуры. Такой ориентир на деятельностное освоение содержания образования соответствует принципам личностно-деятельностного обучения, направленного на развитие диалоговых форм художественно-педагогического общения.

Новая технология предусматривает появление нового учебного компонента «продуктивно-творческое действие», и тогда алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: Чувства – Мысли –  Действия.

При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается  ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.

Методологической основой при создании данной технологии  является выделение музыкальной деятельности как условия и способа, позволяющей организовать взаимодействие «учитель – искусство – учащийся». Звено «искусство -учащийся» является определяющим.

Музыкальная деятельность представляет собой «целостный процесс с возможным варьированием его отдельных компонентов, обеспечивающий  усвоение содержания от восприятия нерасчлененного общего к поэлементарному усвоению и накоплению, свертыванию и творческому переосмыслению учебного материала.

Цель музыкально-эстетического образования в контексте данной технологии – формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность. Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста.

В технологии продуктивно-творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе.

1 этап  (1-4классы). Личностная позиция учащихся  « Я – первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование  познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат – расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.

2 этап (5-6 классы). Формируется личностная позиция « Я – творец».

Главный акцент в обучении делается на творческом самовыражении учащихся. Результат – постижение природы музыкального творчества, развитие художественно-образного мышления.

3 этап (7-8 классы). Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат-развитие критического мышления, умения выражать свое ценностное отношение к произведению искусства.

Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продукивно-творческой деятельности по формированию личностной позиции учащегося.

Эта стратегия  наиболее эффективно способствует созданию организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач:

–   воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;

–   развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;

–  формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в  мире музыки.

Технология  продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

– принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;

– принцип культуросообразности;

– принцип природосообразности (от игры к творчеству);

– принцип единства воспитания и образования,

– принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;

– комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;

– одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

В технологии продуктивно- творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных произведений заключается  в технологическом подходе « от прошлого – к  настоящему, от настоящего – к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 8 классе  (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся  с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений  будущего.

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения.

Особое  внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности.

При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики – фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества. Например, основные этапы процесса  создания инструментальной импровизации реализуются в творческом задании «Осенняя прогулка» в 1 классе по теме «Как можно услышать музыку»:

1 этап – звуковой анализ выбора музыкального инструмента (учащимся необходимо выбрать инструменты, которые могли бы озвучить шорох листьев, капли дождя, дуновение ветра, шум шагов взрослого и ребенка); 

2 этап – поиск звуковых сочетаний, ритмов, которые могли бы передать эти образы; 

3 этап – художественное оформление импровизации (с помощью учителя ученики придают импровизации законченный вид); 

4 этап – исполнение импровизации  индивидуально, по группам (не играющие в данный момент дети выступают в качестве слушателей); 

5 этап – самооценка с позиции исполнителя, слушателя и оценка учителя.

Такая организация позволяет активно включать в процесс обучения учащихся, развивает интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формирует навыки общения в классе, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости. Важно отметить, что включение метода импровизации возможно во всех видах деятельности на уроке музыки. 

В процессе творческой деятельности  на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.

Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

– внеурочная развивающая деятельность;

–  внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;

– коллективное посещение концертов детской филармонии, театров, музеев,

– вокальные конкурсы, Интернет-проекты, дистанционные олимпиады. Многоуровневое понимание процесса обучения музыкальному искусству обуславливает эффективность развития творческого потенциала учащихся и строится на принципах художественно-ориентированной педагогики.

Согласованность всех вышеперечисленных компонентов в системе образовательного процесса  в МАОУ «СОШ №52» позволяет создать целостную модель художественно- ориентированного обучения и воспитания.

 При организации учебного процесса в данной технологии  предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года.  Для выделения этих уроков  как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения  уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.

837  

Дошкольные группы МОАУ "СОШ № 52 г. Орска"

837

Электронная школа

Инструкция пользователя

"Горячая линия" по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях

8-74"Горячая линия" Управления образования г. Орска по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

8-74Детский телефон доверия

f35f55c563c4Электронная приемная прокуратуры Октябрьского района г. Орска

3bb0d620b6e2d751ab6ecba11e5УМВД РФ по г. Орску