Госуслуги

Пользуетесь ли вы электронным журналом (дневником)?

Загрузка ... Загрузка ...
837  

Форум МОАУ "СОШ № 52 г. Орска"

Адрес: г.Орск, пр. Ленина, д. 85 - Б

Телефон:

  • приёмная - 28-30-50
  • завуч - 28-30-55

E-mail: school-52orsk@yandex.ru

Авторизация

Конспект урока математики в 6 классе по теме «Масштаб»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Орска»

Конспект урока математики в 6 классе

по теме «Масштаб»

Воронина Т.С. – учитель математики МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» первой категории.

Учебник — Математика.6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [Н.Я.Виленкин и др.]. – 21-е изд.,стер.-М.:Мнемозина, 2007.-288с.:ил.

Глава 1. «Обыкновенные дроби», § 4 «Отношения и пропорции», п.23 «Масштаб» (всего в главе 4 параграфа и 25 пунктов).

Цели урока

–      Актуализировать  личностный смысл учащихся к изучению темы «Масштаб». Обеспечить  создание у школьников образа изучения темы.

–      Организовать    деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному    запоминанию новых знаний (определение и область применения масштаба; взаимосвязь реальных размеров объекта, масштаба и размеров изображения объекта) и способов деятельности (алгоритмы определения одной из трех величин – масштаба, реальных размеров  объекта и размеров его изображения).

–      Обеспечить закрепление знаний и способов  деятельности учащихся.

–      Создать     содержательные и организационные условия  для   самостоятельного       применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.

–      Организовать    деятельность     учащихся      по обобщению    знаний    и способов деятельности.

–      Обеспечить проверку и оценку знаний и способов  деятельности   учащихся.

–      Организовать    деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности.

  1. 1.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образовательные задачи этапа

1.Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

2.Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Звонок. Встает перед классом. Молчит. Дети слышат звонок, видят учителя. Встают.
Конструктивно-ориентационная стадия Просит учащихся проверить наличие необходимого (учебник, дневник, тетрадь, пенал с принадлежностями) Проверяют наличие необходимого (учебник, дневник, тетрадь, пенал с принадлежностями)
Стадия стабилизации Здоровается с учениками. Отвечают учителю кивком головы.
Стадия системной рефлексии Предлагает ученикам сесть после того, как наступила всеобщая тишина. Садятся.

 2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Образовательные задачи этапа

1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.

2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.

3. Определить причины возникновения затруднений совместно с учащимися.

4. Устранить (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы.

5. Обеспечить рефлексию учащихся по поводу своих способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания и своих затруднений.

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Есть ли вопросы по домашней работе, на которые вы сами не смогли ответить? Если вопросы есть, то задают их учителю — отвечают либо учитель, либо одноклассники.
Конструктивно-ориентационная стадия В тетрадях с домашней работой запишите число, проверочная работа. Готовятся к проверочной работе.
Стадия стабилизации Диктует вопросы математического диктанта (вопросы продублированы на экране). Отвечают на вопросы, сдают тетради учителю.
Стадия системной рефлексии Выводит на экран верные ответы.

У кого будет 5? 4?

Сравнивают свои ответы с верными.

Поднимают руки.

Математический диктант по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

№ п/п

1 вариант

2 вариант

1

Определите вид зависимости величин:

Количество верных ответов в данной работе и отметка за работу. Количество ошибочных ответов в данной работе и отметка за работу.

2

Пропорциональны ли величины:

Сторона квадрата и его площадь? Сторона квадрата и его периметр?

3

Найдите неизвестный член пропорции:

21 : х = 7 : 14

У : 8 = 24 : 12

4

Решите задачи пропорцией:

При плане 120 деталей рабочий до обеда выточил 90 деталей. На сколько процентов выполнен план? 5 одинаковых труб заполнят бассейн за 3 часа. За сколько часов заполнят бассейн 3 таких трубы?

5

Машина грузоподьёмностью 6 тонн вывезет весь груз за 4 рейса. За сколько рейсов вывезет тот же груз машина грузоподьемностью 8 тонн? Для приготовления варенья использовали 3 части ягод и 2 части сахара. Сколько необходимо сахара на 4 кг ягод?

 Ответы

№ п/п

1 вариант

2 вариант

1

прямая

обратная

2

нет

да

3

42

16

4

75 %

5 часов

5

3 рейса

2кг

3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Образовательные задачи этапа

1.Обеспечить мотивацию учения школьников.

2.Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

3.Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа На экране появляется тема урока «Масштаб», которая написана слишком мелким шрифтом, чтобы её можно было прочитать. Дети пытаются прочитать тему, но не могут.
Конструктивно-ориентационная стадия Какова тема урока? Почему вы не можете её назвать? Просят учителя увеличить размер шрифта, после чего тема прочитана и записана в тетрадь.
Стадия стабилизации Знакомо ли вам это слово? Где его используют? Что вы знаете о масштабе?

Как вы думаете — зачем эту тему включили в курс математики? Что может математика сообщить нового о масштабе?

Отвечают на вопросы, рассуждают.
Стадия системной рефлексии Итак, что уже знаем по теме и что ещё хотим узнать? Подводят итог беседы и формулируют вопросы, ответы на которые хотели бы узнать на уроке.

 

4. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Образовательные задачи этапа

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;

–   существенных признаков понятий, законов, теорий и др.;

–          правил и построенных на их основе алгоритмов деятельности.

2. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному содержательному выводу, обобщению.

3.Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изученного материала.

4. Содействовать   философскому осмыслению усваиваемых учащимися понятий, законов, правил и др.

5. Обеспечить  осознание   школьниками   своих   способов   проработки учебной информации.

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Можете ли вы уже сейчас ответить на вопросы, выписанные на доске? Пытаются ответить на вопросы (каждый про себя).
Конструктивно-ориентационная стадия Как будем искать ответы на поставленные вопросы (выписаны на доске)? Предлагаю для начала выполнить практическую работу, которая поможет разобраться в новой теме. Планируют деятельность по изучению нового материала: выполним практическую работу, а затем каждый самостоятельно прочитает пункт 23 учебника и ответит на вопросы после него.
Стадия стабилизации Организует практическую работу учащихся. читают пункт 23 учебника и отвечают на вопрос практической работы.
Стадия системной рефлексии Получили ли мы ответы на все вопросы, которые записаны на доске? Отвечают по возможности на вопросы, записанные на доске.

 

Практическая работа по теме «Масштаб»

Предлагаю изобразить один и тот же предмет в разных масштабах. Это может быть кораблик с парусом. А для того, чтобы изобразить кораблик без искажения его формы, используем прием, которым пользуются художники — используем сетку.

  1. Квадрат размером 5 см на 5 см разделите на квадраты со сторонами 1см на 1 см и отметьте на сетке точки:
  2. Проделайте ту же саму работу, но сетку сначала уменьшите в 2 раза (квадрат размером 5 клеток на 5 клеток разделите по клеткам), а потом увеличив в 2 раза (квадрат размером 10 см на 10 см разделите на квадраты размером 2 см на 2 см.). Получится три изображения одного и того же рисунка.
  3. Форма кораблика не изменилась (помогла сетка), а вот размеры менялись. Вопрос — каков масштаб каждого изображения?

5. ЭТАП  ПЕРВИЧНОЙ  ПРОВЕРКИ  НОВЫХ ЗНАНИЙ  И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные задачи этапа

1. Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления школьников.
3. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися
нового материала.
4. Обеспечить соотнесение учащимися своего субъектного опыта с признаками научного знания.

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Правильно ли мы поняли теоретический материал темы? Предлагаю тест из пяти вопросов. Раздает листочки с тестовыми заданиями (1 вариант). Если ребенок хорошо поработал с текстом, то тест для него не является нежелательным событием, в противном случае ученик может почитать материал ещё раз (менее одной страницы в учебнике), пока учитель раздает листочки.
Конструктивно-ориентационная стадия Напоминает о приемах оптимального решения тестов, о видах тестовых заданий. Планируют выполнение теста (мысленно).
Стадия стабилизации Создает условия для индивидуальной работы с тестом. Выполняют тест, по окончании работы меняются с соседом по парте тетрадями.
Стадия системной рефлексии Выводит на экран верные ответы Поверяют работу соседа, выставляют оценку.

Тест на первичное понимание темы «Масштаб»

  1. Выбери определение масштаба из предложенных:

–      Масштаб показывает — во сколько раз уменьшили или увеличили размеры изображения предмета в сравнении с его реальными размерами.

–      Масштабом называют отношение размера изображаемого объекта к размеру изображения.

–      Масштаб — это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

  1. Реальный размер предмета в десять раз больше его изображения на листе бумаги. Запиши масштаб изображения_____________________________________________________________
  2. Ученик изобразил в тетради план своей комнаты (длина комнаты – 4 метра, ширина — 3 метра). Каким не может быть масштаб изображения?
  3. Реальный размер картины Виктора Васнецова «Три богатыря»  примерно 300×450 см. Во сколько раз необходимо уменьшить изображение, чтобы оно уместилось и заняло всю страницу учебника математики? _________________________Запишите масштаб изображения____________________________________________________________________
  4. Реальный размер пыльцы растения может достигать 0,25 мм. Каким должен быть масштаб рисунка, на котором изображение пыльцы имеет размер 25 мм?

6. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные задачи этапа

1. Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

3.Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.

4.Обеспечить закрепление изученного материала с учетом индивидуальных способов закрепления знаний.

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Все ли мы узнали по теме «Масштаб»?

 

Нет, мы ещё не решали задачи.
Конструктивно-ориентационная стадия Как вы думаете — какими могут быть задачи в этой теме? О каких величинах мы вели речь в тесте? Могут быть неизвестными либо реальный размер предмета, либо размер его изображения, либо масштаб.
Стадия стабилизации Рассмотрим три типичные задачи по теме:

  1. Расстояние между городами Камышин и Волгоград равно 160 км. Какое расстояние будет между этими городами на карте, масштаб которой 1:2 500 000?
  2. Найдите расстояние от Усть-Камчатска до острова Беринга, если на карте, масштаб которой 1:20 000 000, ему соответствует расстояние 1,2 см?
  3. Расстояние между пунктами М и К на карте равно 3,4 см, а на местности 680 км. Найдите масштаб карты.
В ходе анализа условий задач составляют план их решения и образец оформления. Решают задачи по составленному плану. На доске появляются три задачи с решениями, которые позволят сформулировать алгоритм решения задач на масштаб.
Стадия системной рефлексии Итак, каков алгоритм решения задач?

В ходе совместной деятельности формулируют алгоритм:

  1. Записать условие задачи по образцу:

М (масштаб) –

РР (реальный размер) –

РИ (размер изображения) –

  1. Перевести размеры предмета и его изображения в одну единицу измерения.
  2. Из формулы масштаба  М = РИ : РР можно вывести две формулы:           для РИ = РР · М и РР = РИ : М. Необходимо лишь выбрать нужную формулу, подставить в неё известные значения и вычислить неизвестное.
  3. Полученный ответ проверить на правдоподобность и записать в удобной единице измерения.

7. ЭТАП   ПРИМЕНЕНИЯ  ЗНАНИЙ  И   СПОСОБОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные задачи

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.

2. Обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Понятен ли алгоритм решения задач на масштаб? Как его запомнить и научиться применять? Сам алгоритм понятен, но как его применять на практике — покажет только практика.
Конструктивно-ориентационная стадия Что необходимо сделать для того, что бы действовать по алгоритму автоматически? Необходимо порешать задачи по теме с использованием алгоритма.
Стадия стабилизации Организует решение задач, номера 820-824 учебника Решают задачи, проговаривая алгоритм.(пять учеников одновременно работают у доски, проговаривают алгоритм по мере продвижения класса)
Мы рассмотрели решение простых задач на масштаб «на одно действие», но существуют более сложные ситуации. Организует решение задач, номера 825 — 828. Решают задачи  фронтально (один ученик у доски)
Стадия системной рефлексии У кого есть вопросы по решенным задачам? Какие «ошибкоопасные» места  можно выделить? Как себя проверить? Можно легко запутаться во множестве данных, чтобы этого избежать –  необходимо записывать краткое условие задачи. Могут быть ошибки в вычислениях — проверять ответ на правдоподобность.

8. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                    Образовательные задачи

1.Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

3.Создать условия для освоения фундаментальных философских идей.

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Как вы думаете, почему тема «Масштаб» идёт сразу после изучения пропорциональных зависимостей? Можно ли решать задачи на масштаб с использованием пропорции? Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезу о возможности решения задач на масштаб с использованием пропорции.
Конструктивно-ориентационная стадия Как можно применить пропорцию к решению задач на масштаб? Работают в парах — пробуют решить уже решенные задачи:

  1. Расстояние между городами Камышин и Волгоград равно 160 км. Какое расстояние будет между этими городами на карте, масштаб которой 1:2 500 000?
  2. Найдите расстояние от Усть-Камчатска до острова Беринга, если на карте, масштаб которой 1:20 000 000, ему соответствует расстояние 1,2 см?
  3. Расстояние между пунктами М и К на карте равно 3,4 см, а на местности 680 км. Найдите масштаб карты.

Ответы уже известны и проверить правильность решения довольно просто.

 

Стадия стабилизации Составьте алгоритм решения задач на масштаб с использованием пропорции. Составляют алгоритм решения задач на масштаб с использованием пропорции.
Стадия системной рефлексии Мы решили задачи двумя способами — по определению масштаба и с использованием пропорции. Какой из двух способов вам кажется оптимальнее? Сравнивают два способа и обосновывают свой ответ.


9. ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Образовательные задачи

1. Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий.

2. Определить недостатки в знаниях и способах действий учащихся.

3. Установить причины выявленных недостатков.

4. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Предлагаю ещё раз вспомнить определение масштаба и что показывает масштаб, алгоритм решения задач на масштаб. Задаёт вопросы. Отвечают на вопросы
Конструктивно-ориентационная стадия Организует проверочную работу (задачи №  183-187 из пособия «Дидактические материалы по математике в 6 классе» А.С.Чесноков, К.И.Нешков)  
Стадия стабилизации   Выполняют работу в 4-х вариантах и сдают учителю, записав ответы на листочек или в тетрадь.
Стадия системной рефлексии Выводит ответы по всем задачам и всем вариантам на экран. Сверьте свои ответы с верными. Сверяют ответы.

10.   ЭТАП КОРРЕКЦИИ

Образовательные задачи этапа

Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся.

                         Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Кто допустил ошибку в первой задаче? – во второй …? Какая задача вызвала наибольшие затруднения? Выявляют самые трудные задачи и определяют — какие из них необходимо решить всем вместе.
Конструктивно-ориентационная стадия Кто решил эти задачи?  
Стадия стабилизации   Решают на доске «трудные» задачи, поясняют решение, отвечают на вопросы одноклассников.
Стадия системной рефлексии Какие ещё вопросы остались без ответа? Отвечает на вопросы учащихся. Задают вопросы.

 

11.   ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Образовательные задачи этапа

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Что считаете наиболее важным в теме?Каким может быть домашнее задание?

 

Необходимо знать определение масштаба и его смысл, алгоритм решения задач на масштаб. Нужно уметь решать задачи с использованием алгоритма.
Конструктивно-ориентационная стадия На каком уровне Вы усвоили данную тему? Сможете ли вы объяснить данную тему однокласснику? Мысленно отвечают на вопросы учителя.
Стадия стабилизации Формулирует разноуровневое домашнее задание:

1 уровень — выучить определение масштаба и решить задачи из учебника № 811 — 813

2 уровень — составить типичные задачи по теме «Масштаб» и решить их.

3 уровень — составить для одноклассников проверочную работу по теме «Масштаб»

Выбирает уровень домашнего задания, соответствующий усвоенному уровню
Стадия системной рефлексии Проверяет наличие домашнего задания в дневниках.

Поднимите руки те, кто выбрал домашнее задание 3 уровня? 2 уровня?

Записывают домашнее задание в дневник.

Поднимают руки.


12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Образовательные задачи этапа

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Содержание этапа учебного занятия

 

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа На экране следующие вопросы:

  1. Что нового мы узнали?
  2. Чему новому научились?
  3. Можете ли вы ответить на вопросы, сформулированные в начале урока?
  4. Назовите наиболее удачные по Вашему мнению  моменты урока.
Знакомятся с вопросами.
Конструктивно-ориентационная стадия   Сравнивают свои знания и умения по теме урока до урока и после, готовятся отвечать (индивидуальная работа — 1 мин).
Стадия стабилизации Организует фронтальную беседу с последующим обсуждением всех вопросов.  Выслушивает ответы учащихся и задает при необходимости наводящие вопросы. Отвечают на вопросы.
Стадия системной рефлексии Задает вопросы:

  1. Как были сформулированы цели урока
  2. Достигнуты ли они?
В ходе совместного обсуждения отвечают на вопросы.


13. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Образовательные задачи этапа

1.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2.Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

          Содержание этапа учебного занятия

Стадия рефлексивного цикла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия рефлексивного анализа Предлагает учащимся инструменты рефлексии данного урока – древо эмоций . Оценивают свое эмоциональное состояние и уровень достижений по теме мысленно.
Конструктивно-ориентационная стадия Предлагаю клейкими закладками разного цвета оценить свои эмоции  на уроке (на плакате изображено дерево без листвы). Договариваются, что зеленый цвет — положительные эмоции, желтый цвет —  нейтральное эмоциональное состояние, красный цвет — отрицательные эмоции.
Стадия стабилизации Организует деятельность по оценке эмоционального состояния древа эмоций Оценивают собственное эмоциональное состояние и свою деятельность на данном занятии.
Стадия системной рефлексии Какого цвета больше? Почему есть красные закладки? Чего не хватило тем, у кого урок не вызвал никаких эмоций? Отвечают на вопросы.

 

837  

Дошкольные группы МОАУ "СОШ № 52 г. Орска"

837

Электронная школа

Инструкция пользователя

"Горячая линия" по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях

8-74"Горячая линия" Управления образования г. Орска по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

8-74Детский телефон доверия

f35f55c563c4Электронная приемная прокуратуры Октябрьского района г. Орска

3bb0d620b6e2d751ab6ecba11e5УМВД РФ по г. Орску