Функциональная грамотность
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий:
1. ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской Академии образования”: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
2. Российская электронная школа: https://fg.resh.edu.ru/
3. ФГБНУ “Федеральный институт педагогических измерений: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
4. Цифровая школа Оренбуржья: https://sdo.edu.orb.ru/index.php
5. Методические материалы ГБУ РЦРО: https://drive.google.com/drive/folders/1EkewCSdjdayyoVuH5Jy_guupj7OJK_mE?usp=sharing
Документы:
-Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»: Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019″Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихс (prosv.ru) ;
– Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»: О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся от 12 сентября 2019 – docs.cntd.ru ;
– региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций: 1502.pdf (orb.ru) ;
– муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;
– приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности.
Мероприятия:
Дорожная карта МОАУ “СОШ № 52 г.Орска”;
Положение о функциональной грамотности.
Материалы
Материалы педагогического совета (август 2021)
Технологические карты уроков на вторую четверть
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся